Правительство не поддержало инициативу нефтяников о снижении экспортной пошлины на прямогонный бензин, производимый из газа (нафта — нефтехимическое сырье, из которого производят обычный автобензин). По данным «Известий», Минэкономразвития выступило против снижения вывозной таможенной пошлины на эту категорию топлива с действующей ставки в 90% от размера пошлины на сырую нефть до 66%. По мнению ведомства, такое снижение невозможно из-за выпадающих из бюджета доходов и сложности в администрировании такой льготы. При этом руководство Минэкономразвития признало, что изменение ставки налогообложения в нефтепереработке привело к снижению рентабельности производства бензина, и изучает возможность снижения ставки экспортной пошлины на прямогонный и товарный бензины с 1 января 2015 года. О решении правительства рассказали источники в Минэкономразвития и аппарате правительства. В августе прошлого года предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой санкционировать снижение вывозной пошлины на газовую нафту и легкие дистилляты с действующей ставки в 90% от размера пошлины на экспорт сырой нефти до 66% для НОВАТЭКа, СИБУРа и «Сургутнефтегаза» с целью окупаемости крупных инвестиций этих компаний в газопереработку. По данным Михельсона, только СИБУР и НОВАТЭК за последние несколько лет вложили в строительство объектов газотранспортной инфраструктуры и модернизацию газоперерабатывающих заводов около 160 млрд рублей. Причем по многим из этих проектов решения принимались еще в 2008 году при ставке таможенной пошлины на вывоз легких дистиллятов, в том числе газовой нафты, в 66% от ставки пошлины на сырую нефть. О том, что такое обращение к главе государства было, сообщили представители НОВАТЭКа. Официальный представитель компании Михаил Лозовой подтвердил, что вывозные пошлины в 66% от нефтяных на бензин газовый стабильный обеспечивали инвесторам возврат инвестиций в проекты газопереработки в разумные сроки. — В 2011 году ставка вывозной таможенной пошлины на товарный и прямогонный бензины, в том числе на газовую нафту, была увеличена с 66 до 90% от величины вывозной пошлины на сырую нефть, что существенно ухудшило финансово-экономические показатели инвестиционных проектов в газопереработке, направленных на производство продукции более высокого передела, приведя их на грань нулевой рентабельности. При этом указанная мера вводилась правительством РФ как временная с целью недопущения дефицита товарных бензинов на внутреннем рынке, — сообщил Михаил Лозовой. О льготах в отношении нафты просили и другие крупные игроки рынка газопереработки. Так, глава «Лукойла» Вагит Алекперов направлял осенью прошлого года письмо вице-премьеру по ТЭКу Аркадию Дворковичу (копия есть у «Известий»), в котором также просил снизить пошлины, обозначив объем инвестиций в переработку попутного нефтяного газа со стороны «Лукойла» и его «дочек» в $1,27 млрд. По информации нескольких участников рынка газопереработки, позиции ведомств по вопросу льгот на прямогонный газ разделились: Минэкономразвития и Минфин выступили против снижения таможенной пошлины на газовую нафту, Минэнерго поддержало нефтяников, а Федеральная таможенная служба заявила о сложности администрирования новой таможенной ставки, так как прямогонный бензин из нефти практически идентичен по составу газовой нафте и непонятно, как считать, какое сырье по какой таможенной ставке вывозить. Разработать методику администрирования этой льготы поручили Минэнерго. Официальный представитель ведомства подтвердил, что оно ее сейчас разрабатывает совместно с Минэкономразвития и Минфином. Вопросы таможенной ставки на газовую нафту обсуждаются также на подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под председательством Алексея Улюкаева. По словам официального представителя Минэкономразвития, именно эта комиссия сейчас продолжает прорабатывать вопрос выделения газовой нафты в отдельную предсубпозицию внешнеэкономической деятельности. В Минэкономразвития, Минфине и Минэнерго не стали комментировать свою позицию. Однако правительство уже подготовило проект письма Владимиру Путину за подписью главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева (копия есть у «Известий») с согласованной позицией профильных ведомств по вопросу таможенной ставки на газовую нафту и легкие дистилляты. «Несмотря на отличный источник сырья и технологию производства, физико-химические свойства бензина прямогонного, произведенного из нефти, идентичны свойствам легких дистиллятов, производимых из попутного нефтяного газа и газового конденсата, что определяет использование одних и тех же товарных позиций при декларировании указанных товаров при их экспорте. В связи с этим существуют сложности с дальнейшим таможенным администрированием такой таможенной ставки. Полагаем, что действующая ставка вывозной таможенной пошлины на прямогонный бензин стимулирует нефтяные компании максимально загружать действующие и строить новые вторичные нефтеперерабатывающие мощности, так как получаемые на выходе бензины товарные обладают более высокой добавленной стоимостью по сравнению с нафтой, что, в свою очередь, является источником дополнительной прибыли для ее производителей», — говорится в документе. Как следует из позиции правительства, в случае снижения ставки таможенной пошлины на нафту возникает необходимость в снижении таможенной пошлины на товарный бензин (автомобильное топливо) в целях сохранения экономического стимула для его производства. В противном случае экспорт прямогонного бензина окажется выгоднее производства из этого сырья бензина товарного. «Обращаем внимание, что снижение экспортной пошлины на бензины товарные до уровня 66% от ставки экспортной пошлины на нефть может привести к росту цен на автомобильный бензин на внутреннем рынке на 2,6 рубля за 1 литр с учетом НДС по причине роста цены экспортной альтернативы, что может привести к негативным социально-экономическим последствиям», — говорится в обращении за подписью главы Минэкономразвития. Вместе с тем в документе отмечается, что текущая ставка налогообложения для нафты и товарного бензина при вывозной пошлине на дизельное топливо в 66% от уровня нефтяной привела к снижению инвестпривлекательности строительства установок каталитического крекинга, основным продуктом производства которых является высокооктановый бензин, по сравнению со строительством установок гидрокрекинга, производящих дизель. Кроме того, планируемое с 1 января 2015 года повышение ставки вывозной таможенной пошлины на мазут с 66 до 100% от нефтяной пошлины приведет к резкому сокращению маржи переработки нефти в РФ за счет снижения доходности от экспорта мазута с текущего уровня в $60–80 c тонны до $15–35 с тонны. Это может привести к дефициту бензина на внутреннем рынке. Поэтому с целью сохранения рентабельности нефтепереработки предполагается целесообразным рассмотреть возможность снижения ставки вывозной таможенной пошлины на легкие дистилляты (включая прямогонный и товарный бензины). Однако до 1 января 2015 года правительство считает целесообразным сохранить действующую ставку экспортной пошлины на нафту и товарный бензин на уровне 90% от ставки пошлины на вывоз сырой нефти. В Минфине официально подтвердили, что вопрос изменения таможенных пошлин на нафту и товарный бензин с 1 января 2015 года обсуждается, но решение пока не принято. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2012 году таможенные пошлины на легкие дистилляты и прямогонный бензин составили $4 млрд. При снижении ставки вывозной пошлины на легкие дистилляты и нафту с 90 до 66% выпадающие доходы бюджета могли бы составить в 2012 году $1,07 млрд, за 7 месяцев 2013 года — $800 млн. Глава консультационной группы в области ТЭКа Creon Energy Фарес Кильзие считает, что правила игры на рынке газопереработки должны быть равными для всех без исключения. — Уверен, что работа профильных ведомств по установлению понятных правил налогообложения для отрасли позволит игрокам планировать долгосрочные инвестиции в газопереработку и газохимию и отвечать перед кредиторами за их окупаемость, — говорит Кильзие. — При этом вопрос о перспективе снижения ставки таможенной пошлины на легкие дистилляты остается за компетентными ведомствами, в том числе Минэнерго, и здесь необходимо подчеркнуть, что адресные льготы в любых случаях недопустимы во избежание нарушения конкуренции в отрасли. Нужно или снижать эти пошлины для всех участников рынка вне зависимости от их уровня инвестиций, или оставить правила игры прежними, не выделяя никого из игроков.
|