«Итера» продолжает усиливать свою стратегию, направленную на развитие газового бизнеса. Компания планирует участвовать в строительстве туркменского газопровода Восток — Запад. Ресурсная база у нее есть — год назад «Итера» подписала соглашение о разделе продукции по офшорному блоку 21 на Каспийском море. Газ с месторождения может пойти в альтернативный газпромовскому Nabucco.
Председатель совета директоров международной группы компаний «Итера» Игорь Макаров в интервью корпоративному журналу «Газпрома» заявил, что его компания планирует участвовать в строительстве газопровода Восток — Запад (Туркмения). «Итера» планирует построить под ключ участок данной магистрали. Мы будем не только строить, но и поставлять все необходимое: трубы, газоперекачивающие агрегаты, электрооборудование и т.д.», — отметил г-н Макаров. Дополнительную информацию в компании вчера получить не удалось.
Как уже писала РБК daily, в мае президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов подписал постановление, в соответствии с которым газопровод Восток — Запад мощностью 30 млрд куб. м газа со всеми вспомогательными коммуникациями будет строиться за счет «Туркменгаза». Изначально планировалось, что трубопровод Восток — Запад соединит северо-восточные туркменские месторождения с лоббируемым Россией Прикаспийским газопроводом. Прокладывать трубу должен был «Газпром». Соответствующее соглашение стороны намеревались подписать еще в марте прошлого года. Но в апреле российский концерн попытался резко сократить экспорт газа из Туркмении, на трубопроводе произошел взрыв, и экспорт на какое-то время прекратился вовсе.
С тех пор прежних отношений с Туркменией «Газпрому» восстановить не удалось, что получилось у «Итеры». Компания работает здесь с 2002 года. Тогда было создано СП «Зарит», акционерами которого помимо «Итеры» стали «Роснефть», «Зарубежнефть» и туркменский госконцерн «Туркменнефть». Предполагалось, что предприятие будет разрабатывать три блока на шельфе Каспия. Но работа в рамках СП была заморожена из-за политических дискуссий между Туркменией и Ираном.
В сентябре прошлого года компания подписала с Туркменией соглашение о разделе продукции по офшорному блоку 21 на Каспийском море. Уже тогда эксперты предрекали, что этот участок в перспективе может стать ресурсной базой для трубопровода Nabucco.
«Привлечение компании к строительству газопровода Восток — Запад вполне логично — у компании есть опыт работы в стране, своя заинтересованность в проекте, возможности», — комментирует директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» / Morison International Александр Шток. Он напомнил, что в данный момент в «Итере» происходят серьезные изменения. В частности, компания сообщила о том, что она ведет поиск стратегического инвестора, которому может продать до 50% своих акций.
Одновременно компания продает свои нефтяные активы. Это уже коснулось части российских месторождений в ХМАО, в стадии продажи добычные предприятия в Оренбургской области, а также в Нигерии и Индии.
«Что касается маршрутов поставок, то газ из трубы Восток — Запад может пойти в Транскаспийский газопровод, который соединит Туркмению с европейским Nabucco», — отмечает аналитик ФК «Открытие» Вадим Митрошин. Заместитель руководителя аналитического управления «АЛОР Инвест» Дмитрий Лютягин предполагает, что «Итера» может получить долю в этом проекте и в итоге снизить тариф на транспортировку газа. «Для компании этот проект интересный, так как она имеет ряд добывающих активов в Средней Азии», — считает он. Кроме того, в регионе хорошо развит трейдинг газа.
|